Отзыв к проекту «Методическая среда: уроки В. Г. Маранцмана»
Глубокоуважаемая Елена Робертовна!
Многие годы знакомства позволяют написать Вам «дорогая»!
Спасибо за то, что предоставили возможность смотреть в записи «Уроки».Так складывается, что не смогу смотреть вебинары во время проведения и откликаться в чате. Поэтому пишу. Тем более вы обратились с предложением поделиться.
«Уроки» очень нужны не только молодым, но и нам: рождается мысль. С чем-то соглашаешься, над чем-то надо подумать. Так и должно быть.
Я не ученик В.Г. Маранцмана, в прямом смысле. Но вышло так, что в начале своего учительского пути я как раз работала по его учебнику 9 класса, когда он пришёл в школу и пах ещё типографской краской. Учебник влюбил и погрузил в себя. Я помню ворчание своих опытных коллег, что в нём не было готовых ответов. А я читала его как увлекательную книгу.: Гамлет в трактовке Михаила Чехова, лирика Катулла (с какой радостью я читала на уроке на латыни «Vivamus? mea Lesbia, atque amemus...»)! Это был заряд, творческий, мощный, не позволивший опуститься.
Теперь несколько методических приёмов. Если они помогут кому-то из молодых коллег, буду рада.
Изучая лирику, я всегда читаю стихотворение сама. И это не зависит от объёма. Я читаю И «Я убит подо Ржевом» (да, занимает почти весь урок. Но что убрать! И моё эмоциональное восприятие лучше вопросов. Всё ясно), «Я знаю, никакой моей вины...» А.Т. Твардовского. Да, это тяжело. Но актёрское исполнение воспринимается после того, как есть уже какое-то понимание, когда текст знаком.
Знакомя ребят с поэзией А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, после чтения всегда задаю вопрос о чувстве/настроении, которое возникает, когда они слышат стихотворение. Логичен вопрос: «А почему вы испытываете эти чувства?» И начинается естественный разговор/анализ. Заканчивая урок, я задаю вопрос: «Как вам кажется, каким был поэт? Внешне? (И только после этого можно познакомить с портретами поэта, чтобы проверить совпадение восприятия.) А какую жизнь он прожил? (Это задание хорошо удаётся по биографии А.А. Фета)» Это и есть домашнее задание. А на следующем уроке обсуждаем их представления и реальную биографию, отвечаю на их вопросы.
Что делать, если не прочитан текст? Бесполезно укорять: они уже не прочли и не прочтут сейчас. Принять и быть готовым к этому. Короткие произведения читать в классе. Читает и учитель, и ребята. Лучше не разрушать впечатление комментариями. Словарную работу провести до чтения.
Если масштабные произведения, надо понимать, что прочтут единицы, особенно в старших классах. И дело тут даже не в лени, а в занятости. По-моему, ничего страшного нет в том, что учитель передаёт содержание какой-то части. Но обязательно ребята на уроке работают с фрагментами текста, выполняя задание учителя. Я очень люблю, знакомя ребят с салоном Анны Павловны, пересказывая, какие-то фрагменты зачитывать (иначе ирония Толстого не будет воспринята ребятами; а ведь это способ характеристики героев; да и возникает представление о Толстом как о человеке, способном посмеяться над собственными недостатками, которые есть у каждого из нас: размышления Пьера о честных словах перед тем, как поехать к Курагину), через какое-то время прошу ребят читать (продолжаем работать над смыслами). Кажется, что это мелочь. Но Толстой и его герои становятся ближе и понятнее. Короткие фрагменты фильма С.Ф. Бондарчука включаю только после того, как у ребят сложилось своё представление. Конечно, надо познакомить ребят с тем, как работал режиссёр над этим фильмом.
Классические произведения трудны, но мысли, волнующие писателей, очень важны. Особенно сегодня. У каждого учителя свой путь. Наверное, очень важно знать, зачем я иду к ребятам с произведением сегодня на урок.
Получилось длинно. Но это после вашего «Урока».
С глубоким уважением,
Галина Николаевна
Оставить отзыв